Курлянов Никита, ведущий инженер-геолог Департамента Инженерных изысканий EcoStandard group
На пути в Патомское нагорье
- В прошлом году наша компания выиграла тендер на проведение инженерно-гидрогеологических изысканий на одном из крупных золотодобывающих производственных объектов Иркутской области. Наш путь лежал от Северобайкальска до столицы золотоносного края города Бодайбо. Задача была нестандартной и осложнена производственными факторами. Цель изысканий – определить источники и характер подтопления производственных зданий, оценить риски и дать рекомендации по снижению активности процессов подтопления.
Лето подходило к концу. Наш путь начался с города Северобайкальск. Бригада буровиков – Евгений и Виталий – стартовала на двух грузовых машинах с Иркутска, и ко времени встречи находились два дня как в пути. Мы присоединились к бригаде рано утром и направились на северо-восток в направлении Патомского нагорья
Когда находишься в пути несколько дней в дали от крупных городов, несознательно погружаешься в некую медитацию. В этом есть что-то магическое. Смена ландшафтов. Водные зеркала озер. Отвесные скальные стены. Лесные массивы. Широкие долины рек сменяются песчаными дюнами, вскрытые недавними пожарами. Скалистые участки гор двухтысячников, заснеженные вершины недавно выпавшего снега – красота нетронутой природы. Как добрый и верный друг, сопровождает тебя линия, уходящая далеко на восток Байкало-амурской магистрали. Путь и вызов к новому соревнованию между природой и человеком.
Проезжая вдоль БАМ представляешь, как первые изыскатели еще в 40-х года ХХ века собирали первые данные о геологическом строении региона, проложившие путь в глухой и на первый взгляд недружелюбной природе. Ощущение огромных масштабов строительства. Некогда пустующие пространства сквозь десятилетия обрели жизнь. Магистраль, протянувшаяся с запада на восток на 4287 км. Было воздвигнуто 4242 мостов и переврав. Северомуйские тоннель и обход. В условиях суровой и вдохновляющей природы более 1 млн человек приняли участие во всесоюзной стройке (108 национальностей). Отражение всесоюзной стройки нашло себя в архитектуре поселков и станций. Дорога изменившая уклад жизни коренного населения.
Особое воспоминание – встречи и общение во время непродолжительных остановок с местными жителями – строителями БАМа и молодыми поколениями, выросшими в отдалении от больших городов. Связь только по железной дороге и разбитой грунтовке, а доставка килограмма груза стоит 26 рублей. Но жители края не теряют надежду – строят дома, создают семьи. Здесь другой мир и слышно эхо великих строек, золотых десятилетий отечественной геологии. Чувствуется некая тоска, вдохновение и желание повторить путь первопроходцев.
В отсутствие гостиниц ночевали под открытым небом у костра: успокаивающий шепот горной реки, купол звездного неба в пределах темных горных цепей, опускающийся холод, тепло таежного костра.
Мысли о первопроходцах-изыскателях не покидали до поселка Таксимо. Здесь наш путь уходил на север в сторону золотоносной провинции. Поразили масштабы разработки россыпных месторождений региона. Сотни километров долин рек переработаны. Колоссальные объемы отвалов. Разрастаются крупные карьеры. С мыслями о том, что впереди новые открытия, мы мчались на северо-восток. Впереди три недели полевых работ. Возвращение домой. Камеральный этап продолжительностью в месяц. Успешно сданный проект. Но знакомство с удивительным по красоте краем навсегда оставили в памяти след. Воочию увидеть верх и масштабы инженерной и строительной мысли. Победа над условиями и вызовами. Работу геолога, которая дает тебе такие впечатления, невозможно не любить.