8 495 281 40 91 Москва
8 800 333 82 05 Бесплатно по РФ

Применение статьи 15 закона №421-ФЗ

15.09.2017
16805
3
8 минут
Содержание
    Роман Ушаков
    Заместитель генерального директора по научно-методической работе, руководитель службы технического контроля департамента охраны труда EcoStandard group

    Отвечая на вопрос о порядке применения положений части 3 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 г. &8470; 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда», в первую очередь следует отметить, что, в соответствии с указаниями статьи 209 главы 33 раздела Х части третьей ТК РФ, «условия труда — совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника».

    В соответствии с указаниями части 3 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 г. &8470; 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда», при реализации в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу Федерального закона &8470; 421-ФЗ при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.

    Таким образом, к моменту вступления в силу Федерального закона &8470; 421-ФЗ виды и достигнутые размеры гарантий, предоставляемых работникам, на рабочих местах которых по результатам проведенной до 31.12.2013 г. аттестации рабочих мест по условиям труда установлены вредные и (или) опасные условия труда, должны сохраняться до улучшения условий труда на данных рабочих местах, подтвержденного результатами проведения специальной оценки условий труда.

    Пересмотр предоставляемых компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, возможен по результатам специальной оценки условий труда (в том числе внеплановой специальной оценки условий труда по основаниям статьи 17 главы 2 Федерального закона от 28.12.2013 г. &8470; 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»), при этом улучшением условий труда считается уменьшение итогового класса (подкласса) условий труда на рабочем месте.

    Исходя из изложенного, можно сделать вывод о том, что в случае установления на рабочих местах по итогам проведённой на рабочих местах работников специальной оценки условий труда класса условий труда, аналогичного установленному на этих же рабочих местах по итогам проведённой аттестации рабочих мест, условия труда не изменяются и, следовательно, номенклатура и размер предоставляемых работникам гарантий также не должны быть подвергнуты пересмотру по сравнению с установленными по итогам аттестации.

    Данная точка зрения изложена в «Типовых вопросах и ответах по специальной оценке условий труда» (Разъяснение Минтруда РФ от 28.10.2014 г.), и в настоящее время, по нашей информации, принимается органами государственного контроля и надзора в области охраны труда в качестве официальной позиции Минтруда РФ.

    Добавим также, что, в соответствии с указанным Разъяснением Минтруда РФ, предоставление компенсаций работникам, принятым на работу после 31.12.2013 г., осуществляется в соответствии с законодательством РФ, действующим с 01.01.2014 г., то есть по итогам проведения специальной оценки условий труда.

    Тем не менее, считаем необходимым сообщить, что, в связи с возможностью различных истолкований словосочетания «улучшение условий труда» и не вполне однозначными формулировками части 3 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 г. &8470; 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда», существует и точка зрения, отличная от приведённой выше позиции Минтруда РФ, понимающая под «улучшением условий труда» только изменение наименования итогового класса условий труда.

    В соответствии с указаниями Приложений 1−22 к «Методике проведения специальной оценки условий труда», утверждённой Приказом Минтруда РФ от 24.01.2014 г. &8470; 24н, условия труда, установленные по итогам специальной оценки условий труда, могут быть:

    • оптимальными (класс условий труда 1),
    • допустимыми (класс условий труда 2),
    • вредными (классы условий труда 3.1, 3.2, 3.3, 3.4),
    • опасными (класс условий труда 4).

    Таким образом, при реализации рассматриваемого подхода к исполнению указаний части 3 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 г. &8470; 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда», «улучшение условий труда» означает переход условий труда из «опасных» во «вредные» либо из «вредных» в «допустимые».

    К сожалению, на настоящий момент нам неизвестно о наличии судебной либо иной правоприменительной практики, исчерпывающе истолковывающей вопрос о правомерности использования одной из двух изложенных точек зрения. Полагаем, что в сложившейся ситуации целесообразно использовать указания и разъяснения, предложенные Минтрудом РФ в ранее упоминавшихся «Типовых вопросах и ответах по специальной оценке условий труда» (Разъяснение Минтруда РФ от 28.10.2014 г.).

    Дополнительно сообщаем, что при составлении Карты специальной оценки условий труда в строке 040 (графа «Фактическое наличие») указываются фактически предоставляемые работникам, занятым на данных рабочих местах, гарантии, установленные им за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, подтверждённых ранее проведёнными аттестацией рабочих мест либо специальной оценкой условий труда на этих рабочих местах. Гарантии работникам, предоставляемые работодателем по иным основаниям, в графе «Фактическое наличие» строки 040 Карты специальной оценки условий труда не указываются.

    15.09.2017
    16805
    3
    8 минут
    Вернуться к списку

    Комментарии

    Есть что добавить?

    Татьяна Малыгина
    27 августа 11:13
    Добрый день! Не могли бы вы разъяснить такую ситуацию: В 2011г. по результатам АРМ установлен класс 3.1. и предоставлен дополнительный отпуск. В 2016г. проведена СОУТ установлен класс 3.1. дополнительный отпуск сохранен по ст.15 ФЗ-421. В 2021г. при проведении СОУТ класс так же 3.1. Сохраняется ли за работником право на дополнительный отпуск?
    0
    Ответить
    EcoStandard group
    17 сентября 13:03
    Добрый день!
    В 2011 году, действительно, вне зависимости от степени вредности всегда устанавливался дополнительный отпуск – было другое законодательство .
    Теперь же за КУТ 3.1 дополнительный отпуск не предоставляется.

    Однако, в соответствии с требования ст. 15 421-ФЗ в отношении конкретного работника, у которого ранее эта гарантия была, она же и сохраняется.
    Но новый сотрудник, который придет на данное РМ уже не будет иметь право на дополнительный отпуск.

    0
    Ответить
    Alex Ver
    6 октября 14:19
    Здравствуйте. Подскажите, до 2014г. вредность была согласно Списку 1 или Списку 2 (транспортировка горной массы из карьера рудника) и дополнительный отпуск предоставлялся в полном объёме (24 дня). В 2014г. провели СОУТ, вредность убрали и доп. отпуск сократили, (в зависимости от отработанных дней на руднике, стало 7 дней и меньше). Работодатель ссылается на проведённый СОУТ в 2014 году, и на то, что если провели СОУТ, то он отменяет Списки 1 и 2, и если кому не нравиться это, то могут уволиться. Изменения п. 3 ст. 15 закона № 421-ФЗ в 2021 году возвращают право на вредность? согласно Спискам 1 и 2, или всё, о вредности, доп. отпуске и досрочном выходе на пенсию можно забыть?
    И ещё, подскажите, в 2021 году и далее, чтоб получить полные дни отпуска за вредность, нужно фактически отработать не менее 11 месяцев, но как это сделать, если отпуск минимум 28 дней в году + вредность 7 дней = 35 дней, то есть получается, фактически отработать во вредных условия труда полные 11 месяцев невозможно, никогда, никому и ни где?, и это если не считать ещё северные надбавки, праздники, больничные или простой на работе. Как до 2014 года считали дополнительный отпуск?
    0
    Ответить

    Нажав кнопку, вы даете согласие на обработку
    персональных данных и соглашаетесь
    с политикой конфиденциальности

    Читайте также

    Ваш город
    Да
    Выбрать другой
    Выберите ваш город:
    • Астрахань
    • Брянск
    • Владивосток
    • Волгоград
    • Воронеж
    • Екатеринбург
    • Иркутск
    • Казань
    • Кемерово
    • Краснодар
    • Красноярск
    • Курган
    • Магнитогорск
    • Майкоп
    • Миасс
    • Москва
    • Мурманск
    • Нижневартовск
    • Нижний Новгород
    • Нижний Тагил
    • Новосибирск
    • Омск
    • Пермь
    • Ростов-на-Дону
    • Рязань
    • Самара
    • Санкт-Петербург
    • Саратов
    • Севастополь
    • Сочи
    • Ставрополь
    • Сургут
    • Сыктывкар
    • Тверь
    • Тольятти
    • Томск
    • Тюмень
    • Уфа
    • Хабаровск
    • Ханты-Мансийск
    • Челябинск
    • Элиста
    • Южно-Сахалинск